Современные информационные технологии в управлении

качеством образования

Горшкова Т.А., зам. директора по информационным технологиям
сош №
 7 г. Углича

 

Системный принцип организации образовательного процесса предполагает взаимосвязь всех его составляющих: содержания образования, педагогического мониторинга, психологического мониторинга, которые в свою очередь определяют содержание научно-методической работы школы.

Выбранное направление развития предусматривает создание информационной модели школы, в которой основополагающей идеей является формирование интеллектуально развитой личности. Исходя из этого, была сформулирована цель: «управление качеством образования на основе НИТ», которая определила следующие задачи:

уровня ученика:

-        определить зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика на основе психолого-педагогического мониторинга;

-        осуществить дифференцированный подход к обучению;

-        формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;

уровня педагога:

-        оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения;

-        создать надежную систему мониторинга и контроля усвоения знаний на уровне стандарта образования и учета психологических процессов;

-        повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя.

 

Задачи уровня управления:

-        активизировать методическую работу педагогов, превращая ее в научно-методическую;

-        стимулировать экспериментальную работу педагогов;

-        создать оптимальный учебный план;

-        создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса;

-        создать единую компьютеризированную систему управления школы.

Программа развития школы является долговременной, но проделанная работа уже сейчас свидетельствует о перспективности выбранного направления.

Для достижения приоритетной идеи необходимо решить следующие задачи:

-        дальнейшее конструирование оптимального процесса обучения для учащихся с помощью НИТ, электронных учебников, проведение психологических консилиумов;

-        последующая апробация полученных результатов, их коррекция с учетом итогов процесса обучения;

-        создание единой базы данных по всем элементам структуры управления реализации Программы развития школы;

-        создание системы компьютерного мониторинга всего учебно-воспитательного процесса.

Создание конкурентно способной школы не самоцель, а результат долгих поисков путей модернизации образования в нашей школе. Никого не надо убеждать в том, что каждый наш шаг - учительский ли, директорский ли - направлен к одной цели - дать нашим выпускникам полноценное современное образование. Таков социальный заказ нашей «внешней среды», таковы ожидания наших родителей.

Несмотря на все сложности современного состояния системы образования, одной из важнейший ее характеристик мы считаем последовательную компьютеризацию школы - использование компьютерных технологий не только для преподавания информатики, но и во всем процессе обучения.

Приоритетным направлениям мы выбрали «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга».

Начиная  с  2000  года,  работаем  над решением  этой  проблемы  по следующим направлениям:

1.  Оснащение школы современной компьютерной техникой.

В настоящее время установлено 14 компьютеров в 2-х кабинетах, 3 компьютера и проектор в лекционном зале. Имеем выход в интернет. Оснащены компьютерами, копировальной техникой и принтером бухгалтерия, учебная часть, организаторская. Почти всю технику сумели приобрести на средства спонсоров, родителей и средства, полученные от платных услуг, которые оказываем населению. Решая задачу совершенствования материально-технической базы информатизации учебного процесса, идем по пути дальнейшего расширения локальной сети, модернизации устаревшей техники, оборудования информационно-методического кабинета комплектом мультимедийной аппаратуры.

2.  Совершенствование административно-управленческой работы.

Для   эффективного   решения   задач   этого   направления   в   штатное расписание ввели должности:

-    заместитель директора по информационным технологиям;

-    заведующий информационно-методическим кабинетом;

-    инженер по техническому обслуживанию;

-    лаборант.

Используем    программу   для   составления   расписания    и    школьного социомониторинга.

По претворению в жизнь информационных технологий создали некоторую систему   управления    реализацией    программы,    которая    предполагает взаимосвязь всех его составляющих, а именно:

-    содержание образования;

-    характер и содержание научно-методической работы школы;

-    педагогический и психологический мониторинг.

3. Совершенствование научно-методической  и  опытно-эксперимен­тальной работы с применением НИТ.

                                                                                                                                                                                                          

В течение последних двух лет наша школа является опорной:

на   базе   школы   проводятся   обучающие   семинары-практикумы   для

учителей   начальных   классов,   учителей-предметников   и   школьных

психологов;

-        методика работы по информатике А.Н. Горячева - 2 кл.;

-        применение компьютерных технологий на уроке русского языка – 4 кл.;

-        «Файловая структура» - информатика 7 кл.;

-        «Компьютерные     вирусы     и     противовирусные     программы» -информатика 10 кл.;

-        «Использование    компьютерных    программ    для     монито­рин­гового исследования» для психологов.

Для оказания помощи учителю в самостоятельной наработке методических материалов создается информационно-методический кабинет, который оснащен компьютерной и множительной техникой, имеется выход в интернет. На сегодня мы имеем в своей методической копилке компьютерную поддержку курса математики, русского языка, литературы и информатики.

4.  Использование НИТ в учебном процессе по предметным урокам. Новые   информационные  технологии  открывают  учащимся  доступ  к нетрадиционным  источникам  информации,  повышают  эффективность самостоятельной  работы,  дают  совершенно   новые   возможности  для творчества.

Начинаем экспериментировать с применением средств учебного моделирования явлений и процессов, способствующих наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса учащихся к этой форме обучения, более глубокому усвоению учебного материала. Положено начало работы учителей литературы, математики, начальных классов по использованию компьютера на своих уроках. В этом году учащиеся и учителя нашей школы примут участие в телекоммуникационных проектах в рамках Программы «Одаренные дети».

Благодаря освоению учащимися новой профессии «Web-дизайнер» школа имеет свой сайт. И он не просто существует, а является источником информации для всех участников образовательного процесса. На сайте всегда свежая информация о жизни школы, которая сопровождается фотоснимками. Общение через электронную почту дает возможность нашим школьникам и учителям принять участие в телекоммуникационных викторинах и олимпиадах.

5. Планомерная работа по повышению квалификации работников школы использующих НИТ.

Значительное внимание уделяем обучению и развитию педагогических кадров, использующих НИТ в процессе педагогической деятельности. На данном этапе реализации Программы информатизации основная часть коллектива уже владеет необходимыми пользовательскими навыками работы на компьютере, которые смогли получить через курсы при ИМЦ, ИРО и школьные, а также через индивидуальные консультации. Постоянно проводятся занятия с членами коллектива по основам работы в интернете в рамках семинаров «Телекоммуникационные технологии в образовательном процессе». В декабре этого года наши учителя информатики обучались на курсах повышения квалификации по использования информационных технологий в Московском центре Интернет-образования. По решению данной проблемы поддерживаем связи со школами города Ярославля и Костромы.

В ходе трехлетней экспериментальной работы коллектива школы по применению новых информационных технологий создана эффективно работающая модель организации образовательного процесса, где ведущую роль играют компьютерные средства и НИТ в деятельности школы, позволяющие наиболее полно развивать способности учащихся, удовлетворять их потребности, а также разрешать проблемы, возникающие в развитии школы.

Сегодня мы находимся на новом этапе развития НИТ с полным пониманием важности и необходимости использования компьютерной техники в учебном процессе.